logo

М О Я    О С Е Т И Я

ВЕЛИКИЕ ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ

Воронцов Михаил Семенович(1782–1856), государственный деятель, генерал-фельдмаршал, светлейший князь, почетный член Петербургской Академии наук (1826). В 1844–1854годах – наместник и Главнокомандующий войсками на Кавказе с неограниченными полномочиями.
По Императорскому «высочайшему повелению» М.С.Воронцову разрешили строительство в Осетии завода с названием «Алагирский серебро-свинцовый завод». Весной 1853г. состоялось торжественное открытие завода. 21 мая был получен первый слиток чистого серебра весом 26, 5 фунта… Горный начальник Иваницкий под орудийный салют торжественно преподнес первый сплав М.С.Воронцову. Тот, в свою очередь, отправил слиток серебра Николаю I. По указанию императора из серебра были изготовлены сосуды для Исаакиевского собора и строившейся в Петербурге церкви. На них была сделана надпись: «Изготовлено из первого серебра, выплавленного на  Алагирском заводе 21 мая 1853г.»
См.:

  • Блиев М., Бзаров Р. История Осетии с древнейших времен до конца XIXв.– Владикавказ, 2000.–С.285–287.

Кони Анатолий Федорович (1844–1927) – выдающийся юрист–оратор, ученый, литературовед, публицист, педагог второй половины 19 века, читал лекции во многих учебных заведениях Петербурга. Был близко знаком с Коста Хетагуровым. Знакомство произошло 28 марта 1899г. в Санкт–Петербурге, куда поэт приезжал искать защиты своих прав от произвола царского ставленника, начальника Терской области генерала Каханова. Об этом он сообщал также в письме к А.Цаликовой: «…Я побывал у сенатора Кони. Он очень горячо принял к сердцу мое положение, но с прискорбием объявил, что  теперь нечего нельзя поделать» В декабре 1998г. в Москве возле здания гуманитарных факультетов МГУ на средства осетинки А.Сориевой, засуженного юриста РФ, открыт памятник А.Кони (Скульптор А. Семынин, архитектор А. Великанов).
См.:

  • Калоев Б. Осетинские историко-этнографические этюды.– М.,1999.–380–389.

Миллер Всеволод Федорович (1848–1913), русский фольклорист, языковед, этнограф, археолог, академик Петербургской АН (1911). Автор трудов об осетинском языке, фольклоре и мифологии. Записанные и переведенные им произведения осетинского фольклора опубликованы в книге «Осетинские этюды» (в 3-х т., 1883г.). В. Миллер шесть раз побывал в Осетии. Собранные им фольклорные тексты на осетинском языке и в переводе на русский и немецкий язык были опубликованы в следующих изданиях: «Осетинские тексты», «Осетинские сказки», «Пять дигорских сказок», «Дигорские сказания и т. д.».
«Заинтересовавшись осетинами сначала только с историко-этнографической стороны, как потомками аланов и сарматов… я увидел перед собою народ живой, способный, интеллигентный, бодрый… Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту осетин ».

См.:
  • Калоев, Б. Всеволод Федорович Миллер– кавказовед.–Орджоникидзе: Ир, 1963.–198с.
  • Абаев, В. Всеволод Федорович Миллер как осетиновед // Известия ЮОНИИ.–1948.–Вып.4–С.44–51.

Клапрот Генрих–Юлиус – немецкий лингвист–ориенталист, академик Российской Академии. В 1807–1808годах побывал во многих селах Осетии. Особый интерес проявлял к языку, истории и этнографии осетин. Сообщаемые Клопротом сведения об общественном строе осетин, их занятиях, жилищах, одежде, религиозных верованиях представляют большой интерес для истории и этнографии осетинского народа. Материалы Клапрота об осетинах впервые были напечатаны в сокращенном виде на русском языке Г.Кокиевым. «К наиболее замечательным народам, населяющим Кавказ, принадлежат осетины, которые живут как раз в центре гор по обеим сторонам горного снежного хребта… осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы…осетины являются, вероятно, наиболее легко поддающимся цивилизации народом Кавказа»,– писал Ю.Клапрот.
См.:

  • Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII– XIXвв).– Орджоникидзе, 1967.–С.105–180.

Рерих Николай Константинович (1874–1947), русский живописец и художник, археолог, писатель. В 1933г. в Париже был издан журнал «Осетия» Комитетом осетиноведения при Европейском центре музея академика Н. Рериха. В письме из Индии от 17 мая 1932г. Рерих, благодаря за избрания его Почетным председателем Комитета осетиноведения, писал: «…это избрание еще раз напомнит мне о моих сердечных отношениях с Кавказом. Не могу не вспомнит, что мое первое общественное выступление было в 1895г. в Петербурге на Кавказском вечере, где мною были поставлены живые картины героического Кавказа… Древняя родина осетин вызывает представления о славе и высокой культурности аланов… Счастливы должны быть осетины, измеряя, славные корни свои».
См.:

  • Осетия. Историко-этнографический справочник/ Сост.: Торчинов В., Кисиев М.–СПб.–Владикавказ, 1998.–С.485–488.

 

Шегрен Андрей Михайлович, ученый филолог с мировым именем, судьба и научная деятельность которого во многом связана с Осетией и Осетинским языком. Он по праву считается основоположником  научного осетиноведения. Родился в 1794г. После завершения своего университетского образования в 1819г. Шегрен получает ученую степень доктора философии и в апреле 1820г. переезжает в Санкт–Петербург, где устраивается в Румянцевскую библиотеку в качестве библиотекаря. Шегрен посетил Северную Осетию и опубликовал данные об осетинах в Записках Петербургской Академии. 
Вклад Шегрена в кавказоведения получил высокую оценку Российской Академии наук Петербурга и зарубежной научной общественности. В 1844г. после выхода его знаменитой «Осетинской грамматики» на русском и немецком языках он был избран ординарным академиком по филологии и этнографии финских и кавказских языков, был удостоен за указанный труд Вольнеевской премии – золотой медали и денежного вознаграждения; датский же король  наградил Шегрена орденом Данеброга III степени.
В письме к Президенту Императорской Академии Шегрен писал: «Во Владикавказе я посвятил продолжению изучения осетинского языка, вне всякого сомнения, самого важного из языков Кавказа из-за его связей с основными языками Европы и Азии большой индоевропейской группы…»
См.:

  • Шегрен А.М. Осетинские исследования/ Сот. и пер. Т.Камболов.–Владикавказ, 1998.–172с.
  • Калоев Б. Осетинские историко-этнографические этюды.–М., 1999.– С. 335–351.

 

Шифнер Антон Антонович – ориенталист, с 1852г.  академик Санкт-Петербургской академии наук. Ему принадлежит ряд ценных работ по изучению языков кавказских, финно-угорских и тибетских. В 1868г. в Санкт-Петербурге  под редакцией Шифнера были изданы тексты по народной поэзии осетин, собранные Даниилом Чокнадзе и Василием Цораевым.
См.: Шифнер А. Осетинские тексты // Мах дуг.– 1998.– №2.– С. 99–114. 

 

Тихонов Николай Семенович (1896–1979). Видный русский писатель, общественный деятель, родился и жил в Санкт-Петербурге. Не раз бывал на Кавказе, путешествовал по горным тропам Осетии, изучал быт и нравы горцев. За большие заслуги в развитии осетинской литературы (очерки об Осетии, стихи, рассказы, статьи о творчестве Коста Хетагурова и осетинской поэзии, переводы произведений Коста на русский язык) удостоен премии Коста Хетагурова в 1965г.
«Прошли годы. Давно нет той бедной, отсталой Осетии, которую знал и любил мучительной любовью Коста. Есть новая, светлая, богатая талантами и природными богатствами красавица – Осетия… »,– писал Н.С. Тихонов.
См.:

  • Бессонов Ю. Слияние голосов// Мол. Коммунист.–1965.– 4дек.
  • Гиреев Д. Тихонов и Осетия.– Орджоникидзе, 1976.–64с.

 

Рождественский Всеволод Александрович (1895–1977). Ленинградский поэт, переводчик, литературовед. Не раз посещал Кавказ, бывал в Осетии. Тема Кавказа нашла свое воплощение в стихотворениях поэта «Кавказская встреча», «Охотник Вассо», «Цей» и др.
«Если б родиной была мне
Та страна, где на восток
Бьет дорогу в сизом камне
Цея снежный кипяток,

Где в лиловый час заката,
У подножья ледника,
Кувыркаясь, медвежата
Лижут гладкие бока…

Я бы знал, что песне надо,
Знал, чем счастлив человек…»

См.:

  • Осетия в русской литературе/ ГиреевД., Лукашенко М.– Орджоникидзе, 1963.– С.271–273.

Павленко Петр Андреевич родился в Санкт–Петербурге в 1899г. Прозаик, киносценарист. Долго жил и работал на Кавказе, здесь он начал свою литературную деятельность. В 1942–1943г., когда шли ожесточенные бои в предгорьях Кавказа, Павленко бывал в Северной Осетии. Битва за Кавказ получила отражения в его очерках «Удар по немцам в районе Владикавказа», «В освобожденной Осетии» и др., написанных для газеты «Красная звезда». «Один из самых передовых культурных народов Северного Кавказа – осетинский народ. Слово «осетин» с уважением произносится на всех фронтах Отечественной войны, ибо осетины показали себя храбрыми и честными воинами», - писал Павленко П.А. (Говорит Северная Осетия.- Орджоникидзе, 1943.–С.39–42).

Никитин Николай Николаевич (1895-1963), прозаик, очеркист, драматург из Ленинграда. Автор романов «Это было в Канаде» и «Северная Аврора». В романе «Северная Аврора» показана борьба советского народа с англо–американскими интервентами на Севере России. Один из героев романа –Хаджимурат Дзарахохов – осетин, активный участник борьбы с англо–американскими интервентами на Севере России.
См.:

  • Никитин Н. Северная Аврора: роман.–М., 1958.–407с.

Берггольц Ольга  Федоровна (1910–1975), русская писательница, лауреат Государственной премии СССР. Автор лирического произведения о героической обороне Ленинграда, поэмы «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Первороссийск», автобиографическая книга «Дневные звезды».
В поэме «Твой путь» есть несколько упоминаний о Мамиссоне, отражены впечатления 1930г, когда двадцатилетняя Ольга, будучи студенткой Ленинградского университета, проходила журналистскую практику во владикавказской газете «Власть труда». Редакция охотно предоставляла возможность побывать Ольге Берггольц, в разных уголках Северной Осетии: в Мизуре, Садоне, проехала по Военно-осетинской дороге, была на Мамиссонском перевале. Обо всем она восторженно рассказывала товарищам по журналистской бытовой «коммуне», в доме №40 на Надтеречной улице, неподалеку от  мечети. Поездки по северной Осетии вызвали у нее повышенный интерес к литературе и культуре осетин. Много интересного для себя узнала из уст М.Камбердиева
См.:

  • Польская Е. Тогда в 1930…// Мол. Коммунист.–1970.–23мая.

Городецкий Сергей Митрофанович родился в Санкт–Петербурге в 1884г. Умер в 1967г. Поэт, прозаик, переводчик, критик. Посетил Северную Осетию в 1939г. Принимал активное участие в торжествах по случаю 80-летия со дня рождения Коста Хетагурова, посвятил ему стихи.

 

«Коста Хетагурову
Здравствуй, песенник бессмертный,
Друг народа беззаветный,
Наш любимый друг Коста!
Рано ты унес в могилу
Эту песенную силу,
Рано ты сомкнул уста»
См.:

  • Осетия в русской литературе/ Сост.: Лукашенко М., Гиреев Д.– Орджоникидзе, 1963.–С.191–192.

Верещагин Василий Васильевич, один из крупнейших русских художников, в середине 1863г., покинув Академию художеств, отправляется в творческую поездку на Кавказ. Кавказская тема нашла отражение в работах художника: «Осетин Измаил»(1863), «Армянин из Моздока»(1863), «Джигитовка», «Остатки замка царицы Тамары в ущелье Дарьяла» и др.
Художник Верещагин участвовал в военных действиях 1877– 1878г.г. на Балканах, лично наблюдал добровольцев из «Осетинского дивизиона» и записал о них следующее: «Какой же видный народ осетины, молодец к молодцу, точно как на подбор. Что мне в особенности бросалось в глаза у осетин, это их осанка и посадка. Каждый осетин имел походку точно князь какой и выступал важно, степенно, с чувством собственного достоинства».
См.:

  • Лебедев А. Василий Васильевич Верещагин.– М., 1972.–С.34.

Гагарин Григорий Григорьевич, потомственный князь, сын российского дипломата Г.И.Гагарина, сам дипломат, ученик художника Карла Брюллова, более двадцати лет отдавший военной службе, Вице–президент Академии художеств. Художник Гагарин прожил долгую интересную жизнь, и Кавказкий период был наиболее значительным в его творчестве.
С мая 1840 по 1856г. с некоторыми перерывами Гагарин жил и активно работал на Кавказе. Зарисовки из дорожного альбома являются живым свидетелем того времени. Гагариным созданы прекрасные портреты жителей Кавказа « в национальном одеянии Благородного Хасбулата–осетина, Моздокского казака и т.д». Им оставлены виды Военно-Грузинской дороги, развалины Татартупского минарета, а на акварели запечатлена панорама Владикавказа 1840годов.
Найденные сотрудниками Северо-Осетинского Фонда культуры документы дают основание предполагать, что рисунок, ставший основой Герба г. Владикавказа сделан также рукой Г. Гагарина.
См.:

  • Кусов Г. Поиски краеведа.–Орджоникидзе, 1975.–С. 88.
  • Из истории герба Владикавказа/Сост.: Г.Федосеева.–Владикавказ, 1991.–С.15–18.

Чернецов Никанор Григорьевич. В историю русского искусства вошли имена братьев Чернецовых: старшего Григорьева и младшего Никанора – современников Пушкина. Окончив Академию Художеств в Петербурге, Никанор отправился на Кавказ, где прожил около двух лет.
Вернувшись в Петербург  в 1831г., Чернецов привез с собой около 300 кавказских рисунков: «Древний минарет на Кавказе…», «Кавказские горы близ Мечетинского поста», «Между Владикавказом и Ларсом», «По дороге от Владикавказа в Тифлис через Кавказские горы»,   и др. Кавказский альбом художника хранится в Русском музее в Санкт–Петербурге.
См.:

  • Кусов Г. Молоизвестные страницы кавказского путешествия А.С.Пушкина.–Орджоникидзе, 1987.–С.4–16.
  • Польская Е. Пушкинский Владикавказ// Лит. Осетия.–1975.–№46.–С.93.
  • Вуич Л. Никанор Чернецов// Наука и жизнь.-1973.–№2.–С.105.

 

Савина Мария Гавриловна, выдающаяся русская актриса, блистала не только на сцене столичного Императорского Александровского Театра, начиная с 1879, она периодически выезжала с гастрольными спектаклями в разные города России.
«…Военно-Грузинская дорога свела меня с ума, а в Дарьяльском ущелье я испытала священный ужас. А милый Владикавказ, – там голубые небеса и фиолетовые горы. Вообще я в полном восхищении и эти два месяца считаю лучшим временем моей жизни…», – так писала Савина в письме к А.Ф. Кони о своих гастролях по Югу России.
См.:

  • Савина М. и Кони А.: Переписка, 1883-1915гг.–Л.–М., 1938.–С.55–56.
  • Литвиненко М. и др. Русский театр в Осетии.–Орджоникидзе, 1971.–С.36.

Соловьев-Седой Василий Павлович, композитор, народный артист СССР, Герой труда,  лауреат Государственной  и Ленинской премии. Не раз бывал в Осетии. В газете «Ленинградская правда» за 1967г. была опубликована статья Соловьева–Седого «Высокое вдохновение»: «…Молодая музыкальная культура этой республики расцвела также пышно и стремительно, как природа этого изумительного края…Нам, ленинградским музыкантам, приятно сознавать, что и мы внесли свою лепту в строительство музыкальной культуры Северной Осетии. Даровитый молодой композитор Осетии Илья Габараев, учился в нашей консерватории, был несколько лет в Ленинградском отделении Союза композиторов РСФСР. Наши композиторы бывали у своих осетинских коллег, знакомили их со своим творчеством. Теперь мы счастливы приветствовать посланцев музыкального искусства земли Иристона на нашей ленинградской земле!»
См.:

  • Культурное строительство в Северной Осетии 1941–1977.– Сб. док. и мат.).– Орджоникидзе, 1983.–С.258–259.